Государство отрегулирует любителей «гринвошинга»
Государственное регулирование позволит обеспечить устойчивое развитие рынка «зеленой» продукции. На XII Международном форуме «Экология» эксперты обсудили перспективы органического производства в нашей стране, концепцию развития зеленой экономики, а также государственное регулирование в этой сфере. В сессии «Зеленое» сельское хозяйство: положение дел в России и мировые тренды» приняли участие заместитель Министра сельского хозяйства Максим Увайдов, представители Роскачества, Россельхознадзора, Россельхозбанка, отраслевых союзов и экспертного сообщества.
В настоящее время в связи с отсутствием законодательных требований к «зеленой» продукции, широко распространен гринвошинг – маркетинговый прием, который позиционирует товары как более натуральные и экологичные, чем они есть на самом деле. Введение государственного регулирования будет способствовать значительному сокращению этой практики в нашей стране. В целом, по мнению Максима Увайдова, проводимые мероприятия позволят обеспечить устойчивое развитие рынка «зеленой» продукции, удовлетворяющей как внутренним запросам покупателей, так и требованиям стран-импортеров.
Термин «гринвошинг» ввёл американский эколог Джей Уэстервельд. В 1986 году он написал эссе о том, как гостиницы предлагали постояльцам использовать полотенца больше одного раза и отказаться от ежедневной замены постельного белья. Владельцы заведений говорили, что хотят таким образом уменьшить ущерб экологии, однако Уэстервельд был уверен, что речь шла исключительно о сокращении расходов. Так знаменитую гринвошинг-кампанию организовала в восьмидесятых нефтяная компания Chevron. Она запустила серию роликов «People Do» — в них красо́ты природы иллюстрировали заявление, что Chevron стремится оставить всё в нетронутом виде. Кампания получилась эффектной и даже получила премию Effie — в то время как Chevron нелегально сливал отходы в местах обитания диких животных.
Схожим образом поступала химическая компания DuPont, в 1991 году приурочившая к выпуску нефтяных танкеров с двойным корпусом рекламный ролик с морскими животными. Казалось бы, как может компания, в ролике которой морские львы так умилительно хлопают ластами, а выдры крутятся в воде под оду «К радости» Бетховена, наносить вред природе? Тем не менее, согласно докладу организации Friends of the Earth, в том же году DuPont оказался крупнейшим источником загрязнения среди всех корпораций США.
Согласно исследованию, проведённому в 2014 году аналитической компанией Nielsen с участием людей из шестидесяти стран мира, большинство потребителей готовы к экофрендли-продукции. Около 55 % опрошенных были готовы платить больше, если компания обращает внимание на то, как её продукция влияет на общество и экологию. А 52 % по крайней мере один раз покупали вещи таких брендов за последние полгода. Более половины респондентов сообщили, что проверяли упаковку продукта, чтобы понять, наносит ли она вред окружающей среде.