В России увеличиваются площади посева под нишевые сельскохозяйственные культуры
Многие эксперты связывают эту тенденцию с экспортной пошлиной на пшеницу и другие зерновые. Однако, по мнению председателя Совета директоров Группы компаний «Верхнехавский элеватор» Антона Пермякова, нишевые сельскохозяйственные культуры интересны лишь небольшим предприятиям, а объемы их производства колеблются на уровне сотых и десятых процентов.
«Никто не мешает сегодня выращивать нишевые виды культур. Но надо понимать, что они мало востребованы и очень специфичны. Говорить о том, что они смогут заменить зерновые, это все равно, что предлагать растениеводам вместо полевых работ заниматься аграрным туризмом», — убежден предприниматель.
Зато сейчас выгодно заняться выращиванием сои. Гарантия ее сбыта достаточно высока, а сам процесс выращивания не так уж и сложен. По мнению эксперта, эта культура ещё долго будет в недостатке и иметь высокую цену, по отношению к мировой, поэтому увеличение посевов сои — это правильный путь. Её, как и ряд других культур: озимую пшеницу, яровой и озимый ячмень, кукурузу, подсолнечник и овес, на площади 12 тыс га выращивают у Пермякова. Все они идут на производство кормов для свиноферм. Свиноводство — основное направление деятельности компании: сейчас в ее активе 14 современных комплексов, в которых живут более 140 тыс. свиней.
Несмотря на то, что урожай Антон Пермяков не экспортирует, он прекрасно понимает, с какими сложностями сталкиваются аграрии. Одна из них — таможенные пошлины, которые регулируются в ручном режиме и снижают внутренние цены на зерно. Эксперт считает, что возврат к рыночной экономике сможет изменить ситуацию. По его словам, это самый простой и безболезненный способ. Однако от него все время уходят, зато активно обсуждают экспортные цены на российскую пшеницу.
«В росте экспортных цен на пшеницу нет ничего неожиданного. Они и дальше могут расти, поскольку только сейчас приближаются к показателям 9-летней давности. На днях аналитики зафиксировали повышение цены пшеницы с 12,5% содержанием протеина до $315 (FOB). Эта стоимость соответствует 2012 году, поэтому говорить о катастрофически высоком росте цен сейчас, наверное, не стоит», — убежден предприниматель.
По его словам, этот ценовой рост ничего не дает российскому земледельцу, так как существенную часть выгоды у него изымают по средствам госрегулирования, снижая внутренние цены на зерно.
«В этом году страна ожидает урожай в 120 млн т зерновых. Если эту цифру умножить на примерный размер пошлины в 4 тыс руб, то мы получим недополученных 400–500 млрд руб только по зерну за год. То есть общий объем изъятых из растениеводства средств, по очень приблизительным оценкам, может достигать этой чудовищной цифры. Эти деньги можно было бы использовать, например, для оказания адресной помощи социально незащищенным слоям населения».
Антон Пермяков уверен, что если бы государство выделяло из бюджета по 500–1000 рублей на одного члена семьи в месяц (для малоимущих семей), о чем неоднократно говорил один из ведущих экспертов зернового рынка, гендиректор центра «СовЭкон» Андрей Сизов, то затраты бы составили около 120 млрд руб, не считая расходы на администрирование программы, но это все равно меньше, чем потери аграрного бизнеса.