Степан Симаков: ягодные агрономы очень востребованы
Ферма «Коломенская ягода» начала свою работу с нуля в 2016 году. Прошло всего шесть лет, и сейчас нет тех, кто не знал бы об этой ферме. Клубнику, малину, смородину, крыжовник и ежевику можно купить прямо на ферме, заказать через интернет или приобрести на ярмарке или в магазине. Один из учредителей Степан Симаков в разговоре с «РосАгроЭко» рассказал историю создания этого яркого и вкусного бизнеса.
— Степан Олегович, расскажите, пожалуйста, о своём пути в фермеры.
— Сам я занимался логистическим бизнесом и для предпринимательских нужд я приобрёл землю, но земля была сельхозназначения. В итоге в гости к нам пришёл Минсельхоз с вопросом, а почему, собственно, мы не используем её как положено. Параллельно я и мой партнёр Иван Чепенко познакомились с профессором Тимирязевской Академии, который всячески нам предлагал попробовать себя в фермерстве. И в 2016 году мы закупили первый посадочный материал, кустовые, и под смех местного населения в снег сделали наши первые посадки. Надо сказать, что поддержку Минсельхоза и администрации г.о. Коломна мы ощутили на первых порах. Также немаловажную поддержку мы получили от Россельхозбанка, у которых очень развита программа под брендом СВОЕ для поддержки фермерства с точки зрения продвижения и маркетинга. Нас очень быстро стали приглашать на различные фестивали и ярмарки. А мы откликались и в итоге с 2018 года начали строить уже настоящее хозяйство. Так у нас в штате появился агроном. Кстати, агрономы сегодня, особенно ягодные, являются самой востребованной профессией. Их не хватает. А так как мы занимаемся несколькими ягодными культурами, то нам необходимо иметь сразу несколько агрономов.
В 2019 году мы вступили в «Ягодный союз». Прекрасная площадка для общения, взаимодействия и обмена опытом с ягодоводами всей России и ближнего зарубежья.
В итоге мы твёрдо решили занять ягодную нишу в сельском хозяйстве, которая считается наиболее прибыльной, но насколько прибыльная, настолько и непростая.
— С чем связаны сложности?
— Центральная часть России является зоной рискованного земледелия. Холодной весной растения могут быть убиты непогодой, а летом из-за дождей может случится неурожай или из-за жары ягода будет невкусной, как это было в 2021 году. Сначала холодная весна повредила растения, а потом жаркое, засушливое лето не дало ароматной клубники. Если же брать средний показатель за несколько лет, то всё выглядит неплохо. Но у нас пока небольшой опыт, нам до Павла Грудинина и его совхоза имени Ленина ещё далеко.
— Как вы решаете проблему сбыта?
— Наш опыт хоть и небольшой, но разносторонний. Мы поработали с торговыми сетями, используем мы и продажи с помощью SMM, участвовали в ярмарках и фестивалях. Интересен опыт продаж через социальные медиа: люди подходят очень избирательно, но раз попробовав, становятся постоянными клиентами. Однако объём небольшой, а в случае большого урожая этот вид сбыта осуществлять достаточно непросто, ведь развозить заказы надо очень быстро, так как речь идёт с одной стороны о коротком периоде плодоношения, а с другой стороны о скоропортящемся товаре. В том, что касается торговых сетей, то есть масса регламентов, применения которых сказывается на качестве товара. Так, например, в одной из сетей от нас требовалось доставлять товары в распределительный центр, а не сразу на прилавки. В случае с клубникой — это не лучшая затея. Подумываем о работе с онлайн-ритейлом, где есть экспресс-доставка.
Касаемо ярмарок, в которых мы участвовали два года подряд, то экономической выгоды ждать не приходится, а вот с точки зрения продвижения — это отличный инструмент. К примеру, на первых ярмарках люди удивлялись, что клубника может быть в августе и это наша отечественная клубника, вкусная и ароматная, а не привозная. Если ярмарка начинается в пятницу и длится три дня, то ягоду приходилось подвозить каждый день, чтобы она всё время была свежей, и потому расходы на логистику были неподъёмные.
Можно создавать собственные точки продаж, но здесь есть своя сложность, а именно короткий сезон продаж. Далеко не каждый согласится на столь короткую работу длиной в несколько недель. Мы работаем в июне-июле и августе-сентябре за счёт наличия ремонтантной ягоды.
— Есть ли отечественный посадочный материал?
— У нас не работают ни селекционные центры, ни НИИ, ни производители посадочного материала. Многие покупают его в Европе, либо высаживают маточники, которые размножают через усы. Последний способ не даёт высокой эффективности и урожайности. Надо понимать, что сорта вырождаются и потому всегда нужно иметь очищенный посадочный материал. Потому эта проблема государственного масштаба. Нужно возрождать то, что было загублено в лихие 90-е годы.
— А средства защиты растений также привозные?
— Эффективно испытанные с прописанными программами для каждого сорта иностранные. Наших почти нет. Также реестра разрешённых и не разрешенных средств как такого не существует, либо он не полный, что создаёт опасность для фермера при проверке. Потому мы остановились на том, чтобы применять подобные средства минимально, а значит, клубника наша экологически чистая.
— Останавливаться на достигнутом не собираетесь?
— Мы высаживаем также кустовые растения, закладываем новые плантации клубники, так что скорее подстраиваемся под текущие реалии нашей экономики. В Европе эко-продукция на порядок дороже, и там люди понимают за что они платят. В России нет понимания, почему одна баночка стоит 100 рублей, а другая 800 рублей. И факт того, что в баночке за 100 рублей от клубники одно только название, их не останавливает. Да и средств у наших людей на дорогую продукцию нет, потому в продажах свежей ягоды ориентируемся на свой регион, а переработанную продаём по всей стране.
Беседовала Александра Турчанинова