Россельхозбанк рассказал о том, как открыть молочную ферму

Россельхозбанк рассказал о том, как открыть молочную ферму

В преддверии XIV Съезда Национального Союза производителей молока Россельхозбанк выпустил краткое пособие, которое рассказывает о перспективах открытия молочной фермы.


«Целевой уровень самообеспеченности молоком, установленный Доктриной продовольственной безопасности России, составляет 90%. Достижение этого показателя ожидается к 2027 году, поэтому в этой отрасли, в отличие от, например, сверхконкурентного свиноводства, хорошие шансы выйти на рынок и найти своего потребителя. Сейчас самообеспеченность оценивается в 84%», — пишут эксперты Банка.


Также приводится мировая статистика последних лет, которая показывает, что на жителя России в среднем приходится менее 50 кг выпитого молока в год, и по этому показателю наша страна пока уступает, например, Канаде, Евросоюзу, Беларуси, но опережает Японию и Аргентину. Эта статистика не значит, что россияне «не допивают» молока; особенности потребления связаны с кулинарными традициями, с тем, как принято использовать молоко в кухне того или иного народа. Однако это всё равно подтверждает возможность дополнительного спроса на молоко.

По мнению экспертов, потенциального предпринимателя должна обнадёжить и динамика производства в отрасли: на протяжении 2016-2021 гг. отечественное производство выросло на 8% до 32,3 млн тонн, что говорит о стабильном положительном развитии отрасли «без рывков» — то есть она зрелая, рынок сформирован.

Специалисты банка напоминают, что развитие семейной фермы предполагает переселение на сельские территории. Насколько это перспективно? По прогнозам Россельхозбанка, с 2021 по 2025 год сельское население в 10 регионах России может суммарно вырасти более чем на 420 тыс. человек, а уже к 2030 году — еще на 430 тыс. К тому же, согласно опросу банка, 81% россиян рассматривают возможность проживания в сельской местности, более половины из них — люди в возрасте 35-50 лет. Таким образом, тренд на деурбанизацию есть, а значит, потребители — будут не только в городах, но и на селе.

Богатый практический опыт аграриев, обобщённый Россельхозбанком и научно-преподавательским составом агровузов в иллюстрированном пособии «Фермерство для начинающих», показал, что для входа на рынок молочного фермерства предпринимателю будет достаточно 1 млн рублей. Этих денег хватит, чтобы начать содержать хозяйство из нескольких коров и запустить бизнес по продаже молочных продуктов.

Ферма будет приносить прибыль в среднем 150 тыс. рублей в месяц и окупится через 2 года.
Молочное производство характеризуется высокой рентабельностью — до 35%, при этом при желании и наличии ресурсов хозяйство можно диверсифицировать, добавив мясное направление с рентабельностью до 29% и растениеводство с рентабельностью до 31%.

Также специалисты РСХБ напоминают, что открыть бизнес мало — его надо грамотно развивать. Во-первых, стоит пройти обучение. Можно пойти в вуз, а можно решиться и на ускоренный интенсив. Нужно это как минимум для того, чтобы сравнить собственное идеалистическое представление о фермерстве с реальностью — хватит и одного дня на действующей ферме, чтобы понять, лежит ли душа к этому делу. Россельхозбанк с 2020 года реализует проект «Школа фермера», где как раз и учат создавать и вести рентабельный агробизнес. Курс занимает порядка 2-3 месяцев, за время которых студент успевает и поучиться в ведущем агровузе, и получить практические навыки на успешных предприятиях, и разработать бизнес-план. Потом — защита и даже, возможно, грант. И можно начинать своё дело! С 2020 года молочное и мясо-молочное скотоводство, переработку молочной продукции, сыроделие изучили более 950 человек — это почти треть от всего количества студентов проекта, что и показывает, насколько активно люди интересуются работой в отрасли.

Во-вторых, эксперты напоминают о собственной цифровой разработке, которая способствует решению задачи по сбыту — маркетплейс Своё Родное. По сути, это онлайн-витрина с удобным интерфейсом, регистрация на ней бесплатна, а продвижение платформы с товарами берёт на себя Россельхозбанк. То есть, проживая в селе, можно прямо с фермы, не отрываясь от производства, «закинуть удочку» в ближайшие города, где живут следящие за своим здоровьем потребители.

В-третьих, банк с 2022 года предлагает участие в мини-ярмарках «Вкусная пятница». Россельхозбанк бесплатно предоставляет фермерам место для прилавка в своём офисе или на территории партнёрских организаций: преимущество — в большом клиентопотоке. В 2022 году на «Вкусных пятницах» РСХБ побывали более 150 тыс. покупателей, а фермеры реализовали собственную продукцию на сумму более 90 млн рублей.

Напомним, что только в январе в Оренбургской области открылся технологичный молочный комплекс. Он рассчитан более чем на тысячу голов крупного рогатого скота. Сейчас на предприятие завезли 950 молочных коров трёх пород: красной степной, айширской и голштинской.

Похожие записи

«Настоящий мужчина» и «Цыпочка» не владели латинским языком

«Настоящий мужчина» и «Цыпочка» не владели латинским языком

В Европе роботы помогают финансировать фермеров

В Европе роботы помогают финансировать фермеров

Россельхозбанк в 2023 году подтвердил статус лидера в финансировании АПК

Россельхозбанк в 2023 году подтвердил статус лидера в финансировании АПК

РСХБ делает господдержку аграриев ближе

РСХБ делает господдержку аграриев ближе