Наталья Лунина: «Люди стали гораздо менее мобильны»
Генеральный директор кадрового агентства AGRO-JOB, выпускница факультет ветеринарной медицины МГАВМиБ им. К.И. Скрябина Наталья Лунина рассказала редакции «РосАгроЭко» о ситуации на рынке труда в сфере сельского хозяйства.
РосАгроЭко: Наталья Алексеевна, 14 лет назад вы создали компанию, которая занимается подбором кадров для агробизнеса. Расскажите, пожалуйста, о том, как изменилась ситуации за эти годы.
НЛ: По моим наблюдениям, люди стали гораздо менее мобильны. Если в 2009-2011 годах многие охотно переезжали за полторы тысячи километров, то сейчас сложно перевести кого-либо даже за триста километров. На рынке наметилась стагнация. Ведь раньше нужно было ехать в Центральную Россию или Черноземье за зарплатой ветеринарного специалиста в размере 50-60 тысяч, а сейчас это уже не актуально. Потому сорвать специалиста с места, где ему всё понятно, и где у него налажен быт, стало почти невозможно. Бесспорно, на настроения людей повлияло отсутствие стабильности: пандемия Ковид-19 и специальная военная операция.
Второй момент — это социальная инфраструктура. Отсутствие школ, детских садов, магазинов, поликлиник, даже при том, что хозяйство развитое и зарплата на достойном уровне, становится определяющим фактором для отказа соискателей.
Третье, демографическая яма, которая в ближайшем будущем будет становится ещё глубже. Молодёжи просто нет, а с учётом низкой привлекательности ручного труда в целом, сельского в частности, не стоит рассчитывать на приток молодежи.
Создается впечатление, что большинство работодателей агросектора не в кусе демографической проблемы. Часто мы сталкиваемся с тем, что в договоре на подбор персонала клиент много лишних требований к работнику. Например, владелец фермы хочет, чтобы все сотрудники владели английским языком, хотя менеджмент у него весь русский. Или за среднюю зарплату ищут специалиста высокой квалификации, аргументируя это тем, что они платят за подбор сотрудника.
РосАгроЭко: Раз уж работодатели стали достаточно капризными, возможно, это говорит и о некоторых улучшениях в нашей жизни?
НЛ:. Работодатели остались капризными. Надо понимать, что десять лет назад правила игры на рынке устанавливал работодатель, сегодня же мы имеем дело с рынком соискателя. По данным аналитических порталов в производстве конкурс на 1 рабочее место составляет всего лишь 2 человека. Это практически нулевая конкуренция среди соискателей. Поэтому работодателям пора признать, привлечь супер-ветеринара за 50-60 тысяч рублей, — нереально. За эти деньги ветеринар будет уметь делать уколы, брать кровь. У нас же хотят крутого специалиста по цене, в лучшем случае, среднего. А такому специалисту нужно платить 90-100 тысяч рублей. Нельзя, имея в кармане 100 рублей, купить новёхонький Мерседес. Но можно приобрести разбитую машину и вложить в неё уйму сил и средств.
РосАгроЭко: В прошлом, будучи соискателем, я часто сталкивалась с нечестными работодателями. Становится ли трудоустройство через агентство своего рода гарантией и для соискателя?
НЛ: Перед заключением договора на подбор специалиста мы проводим проверку контрагента в соответствии с установленными законодательством процедурами. Как все происходит дальше.
Работодатель подписывает с нами договор, в котором требования к соискателю и условия, которые будут предоставлены будущему специалисту: зарплата, размер премиальных, социальный пакет, жильё, ДМС и т.д. В какой-то степени это страхует соискателя. На каждого сотрудника, вышедшего от нас на работу, мы предоставляем гарантию, это бесплатная однократная замена. Если работодатель нарушил условия сотрудничества с работником, то в гарантии ему будет отказано. Потому работодатели заинтересованы в соблюдении условий договора. Также добропорядочность является частью положительной репутации.
РосАгроЭко: Цифровые сервисы, такие как Авито, Superjob в помощь или составляют конкуренцию?
НЛ: Мы пользуемся всеми представленными сервисами, включая социальные сети, сообщества в Телеграме и ВК, оплачиваем таргетированную рекламу. Мы открыты к информационному сотрудничеству со всеми. Чем больше людей о нас узнает, тем больше вероятностей, что мы вакансию закроем.
И, конечно, мы нацелены на обеспечение входящего потока резюме. Многие соискатели уже знают о нас и целенаправленно присылают свои резюме для размещения в нашей базе данных. Кроме того, пару недель назад мы запустили платный Телеграм-канал для работодателей, куда по согласованию с кандидатами выкладываем их резюме.
РосАгроЭко: За последние годы в аграрной сфере жить стало лучше?
НЛ: В чём-то действительно жить стало лучше, жить стало веселей. Пришли новые технологии.У нас появились очень современные хозяйства. Ещё в годы моей учёбы, можно было услышать «О, скотячий доктор приехал!» Сейчас, конечно, такого нет. Сегодня сельское хозяйство обеспечивает продовольственную безопасность страны, и Президент озвучил это в своём последнем Послании Федеральному собранию. Однако события последних трёх лет сказались на том, что люди стремятся быть поближе к дому, родным и близким. Но я думаю, что мы справимся, будем расти, коровки будет чистые и ухоженные, свинки — розовые, а люди — сытые.
РосАгроЭко: Не могу не задать вопрос об агрообразовании и проекте «Профессионалитет». Станет ли он выходом из сложившейся ситуации с кадрами?
НЛ: Самая частая претензия работодателей — это отсутствие профессиональных навыков, устаревшая теоритическая база. Мы сейчас не говорим о фундаментальных науках, таких как анатомия или растениеводство, а о тех предметах, которые изучаются на последних курсах: защита растений, содержание животных. Как правило, именно этих знаний и навыков ребятам не хватает. Здесь не только к образованию вопросы, вопросы и к ребятам, которые ищут практику в сельском хозяйстве в Москве. Чему можно научиться в столице? Это либо чиновничья работа в Министерстве сельского хозяйства, либо на ветеринарных станциях, но это очень далеко от работы в полях. У нас есть предприятия, которые с удовольствием приглашают выпускников на практику. Но к ним не едут. Потому полагаю, что такие программы, как «Профессионалитет» должны этому поспособствовать, популяризируя отрасль. Ведь сегодня — аграрная сфера стала высокотехнологичной и стремительно развивающейся.
Что касается молодёжи, то работодатели говорят, что знают они мало, а умеют ещё меньше, чем знают. Молодёжь, в свою очередь, не понимает, где взять этот опыт, ведь у работодателей часто бывают завышенные требования к кандидатам.
Беседовала Александра Турчанинова