
Антуан Наджарян: «Обучение детей правильному поведению при встрече с собаками начинается с обучения взрослых»
На днях депутатами Госдумы РФ сразу во втором и третьем чтениях были приняты поправки в федеральный закон № 498 «Об ответственном обращении с животными». Законопроектом устанавливается право регионов самим определять порядок обращения с безнадзорными животными, а также вводится запрет самовыгула домашних животных в неустановленных для этого местах. Касаемо статьи 5, которая оговаривает деятельность общественных инспекторов, то это единственная место, где говорится о том, что общественик имеет право участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными. И собственно больше нигде о необходимости просвещать людей речи не идёт. Всё больше о запретах и штрафах.
В свою очередь известный видеоблогер, специалист по поведению собак Антуан Наджарян в своём видео «Как можно обойти проблемы» высказал мысль о том, что человек, который идёт к заводчикам с целью завести собаку, должен быть направлен на обучение и решаться этот вопрос должен на государственном уровне. По мнению специалиста, должны существовать школы, обучающие люди тому, как обращаться с собаками. Мысль абсолютно правильная, которая почему-то не посетила законодателей. Ведь если человек осознает всю меру ответственности, то, возможно, раздумает заводить четвероногого друга. А это значит, что на улицах не будет расти число бездомных собак.
Специально для издания «РосАгроЭко» Антуан Наджарян и кураторы Школы Антуана Наджаряна ( ШАН) поделились своим видением о необходимости проведения занятий в школах с детьми, чтобы не создавать опасных ситуаций на улицах при общении, как с собаками на повадках, так и с бездомными, а также о пользе посещения приютов. Приводим текст полностью.
«Считаю необходимым проводить в школах обучающие уроки для детей начальных классов в игровом форме. Цель — донести до детей в понятной и интересной для них форме правила общения с собакой. Урок обязательно должен быть интерактивным с максимальным привлечением внимания детей к поставленным задачам.
В 1-й части урока учитель (или тот, кто выполняет эту функцию) озадачивает класс вопросами на тему знаний и наблюдений за поведением собак, как дети интерпретируют их язык тела, как понимают то, что транслирует собака и что такое «язык тела».
После этой интересной дискуссии, все вместе смотрят правильные варианты ответов в красочном мультипликационном фильме.
2-я часть урока — это непосредственно просмотр тематического мультипликационного фильма.
Он должен давать информацию про язык тела собак, их ритуалы, повадки.
Фильм должен учитывать психологическое особенности детей этого возраста 6-8 лет.
3-я часть урока на тему «Человек и собака»
Учитель ставит задачи и совместно с классом находит решение. Когда решения найдено, включается красочный слайд в виде картинки с правильным ответом.

Вопросы:
«Что будет если с криками подбежать к собачке, что может случиться?»
«Как правильно подходить к собаке на поводке?»
«Как правильно знакомиться?»
«Как правильно угощать?»
«Какие места можно трогать?»
«Почему нельзя трогать лапы, уши, хвост и голову?»
«Какой едой можно угостить собачку?» и др.
В завершающей части этого урока и с учётом усвоенного материала в класс заходит человек с адаптированной собакой и дети демонстрируют полученные знания, закрепляя их на практике.
Под руководством учителя и владельца собаки дети по очереди угощают собачку, могут погладить, выполнись некоторые команды и поводить за поводок.
Урок в такой форме должен принести не только максимум полезной информации, но и море позитивных эмоций для детей, что непременно самым лучшим образом закрепится в сознании и в понимании ребёнка.
Нет смысла объяснять ребёнку как себя вести при встрече с бездомными животными в стрессовой ситуации, дети до определённого возраста не отдают себе отчёт в каких-то действиях.
Ребёнок учится, прежде всего, подражая взрослым. Поэтому обучение детей правильному поведению при встрече с собаками начинается с обучения взрослых. Дети всегда смотрят на поступки родителей.
Если у ребёнка уже наблюдается некоторая настороженность или страх собак, нужно проанализировать, откуда возникли такие реакции. Что повлияло?
Родители должны понимать, что именно страх и «язык жертвы» чаще всего провоцирует собак на преследование и нападение. Поэтому крайне важно научить ребёнка не бояться животных, но и не провоцировать их, привлекая излишнее внимание к себе.
Родители могут повлиять на это, устроив совместные прогулки с подконтрольными животными.
Отличный вариант — это найти ближайший приют, где волонтёры выгуливать животных за пределами территории, заранее договориться о встрече, купить лакомство для собак и прийти на совместную прогулку.
Сначала родители ненавязчиво могут сами показать пример общения с собаками.
Как правильно себя вести, чтобы не напугать животных.
Как пройти мимо, не привлекая их внимание, если собачки не на поводке.
Как правильно знакомится с собакой на поводке.
Как её угощать.
Какие места не стоит трогать.
Всё это должно происходит под руководством волонтёров.
Ребёнок очень тонко чувствует искренние эмоции, позитивный пример родителей поможет раскрепостить малыша и заинтересовать процессом.
Таким образом, приют становится не только временным домом для бездомных животных, но несёт социальное значение.
Это место, где у бездомной собаки есть шанс встретить своего человека, а у людей есть возможность дотронуться до проблемы бездомных животных, увидеть всё своими глазами.
Понимая, как много собак в приютах, которые живут взаперти и ждут своего хозяина, люди начинают более осознанно и ответственно подходить к вопросу приобретения собаки и объяснять это своим детям.
Дети от прогулок с собаками получают не только море позитивных эмоций и «вакцину против равнодушия», но и понимание того, что животное — это не игрушка.
Ребёнок, который увидел и почувствовал от своих родителей заботу о беспомощном существе, сам начинает учиться заботиться и брать на себя ответственность. Некоторые из гостей со временем возвращаются в приют и становятся волонтёрами или забирают собаку из приюта. Очень много молодых людей, которые пока не имеют возможность завести свою собаку, становятся опекунами в приюте и заботятся о конкретных питомцах. Социализируют, выгуливают, ищут для них новый дом. Подростки в этой деятельности реализуют свою энергию в позитивном ключе, при этом получая опыт ответственности.
Таким образом, повышая общую культуру содержания животных в городской среде, дети не только учатся правильному поведению при встрече с собаками, но и перенимают правила ответственного обращения с ними, только при условии, если эти правила поддерживает сами взрослые. Дети всегда смотрят на взрослых, перенимая их нормы поведения в обществе и отношение к братьям нашим меньшим».
Редакция «РосАгроЭко» присоединяется к сказанному.
Фото с сайта Антуан Наджарян. Искусство общения с собакой.