
«Агротема+»: Союз пчеловодов и рапсоводов должен быть крепким
«РосАгроЭко» представляет материал Разита Баязитовича Нурлыгаянова, известного учёного, доктора сельскохозяйственных наук, Заслуженного работника сельского хозяйства Республики Башкортостан, Почётного работника АПК Кемеровской области, профессора кафедры почвоведения, агрохимии и точного земледелия Башкирского государственного аграрного университета, опубликованный в журнале «Аграрная Тема+». Мы также выражаем соболезнования родственникам, коллегам и близким этого энергичного человека, всю свою жизнь посвятившего сельскому хозяйству, сердце которого перестало биться 8 августа 2023 года.
Будет рапс — будут пчёлы — будет мёд

В нашей стране, как начинается хорошее дело, появляются его оппоненты и противники. Это относится и к возделыванию рапса, перетерпевшего взлеты и падения, хотя культура имеет древнюю историю. Известный французский ботаник и естествоиспытатель Альфонс Декандоль еще в XIX веке писал, что данное растение было окультурено человеком 4 тысячи лет тому назад. Рапс возделывали как масличную культуру. Рапсовое масло использовали для освещения помещений, в мыловарении и парфюмерии, а также как смазывающее средство для механизмов и топливо для дизельных двигателей.
В современных условиях наблюдается очередной рапсовый бум. Рапсовое масло широко используется в качестве биодизеля и как пищевое. Многие страны Западной Европы и АТР (азиатско-тихоокеанского региона) переходят на биодизель, применение которого обусловлено экологическими факторами — при его горении образуются углекислый газ и пары воды. А при горении топлива из природных углеводородов дополнительно выделяются пары тяжёлых металлов и инертных газов, вредно воздействующие на организм человека и окружающую среду в целом. К сожалению, сторонники природных углеводородов активно выступают против наращивания производства биотоплива, чтобы не расшатать «свой» рынок. Это одна из причин ограничения посевных площадей масличных культур, в частности рапса, для производства биодизеля и поиска разных негативных доводов по данному вопросу.
Следует понимать, что рапс, как и любое культурное растение из семейства крестоцветных, является факультативным самоопылителем. Это означает, что 70% цветков опыляются самостоятельно, а вот остальная часть — пчёлами, причем домашними – медоносами. Поэтому рапс считается медоносной культурой. По разным источникам, рапсовое поле может давать от 30 до 90-100 кг меда. Поэтому пчелы с большим желанием посещают рапсовые поля. Ещё немаловажная биологическая особенность культуры — цветение рапсового поля может происходить в течение 30-40 дней, т.е. 1/3 летнего времени. И не только!
Производители семян ярового рапса обычно сеют культуру в разные сроки — ранние, средние и поздние. В условиях Башкортостана это может длиться в течение месяца. Например, в ООО «МТС «Илишевская» Илишевского района (генеральный директор заслуженный работник сельского хозяйства РБ, Равис Газизьянович Зарипов) в текущем году яровой рапс сеяли с 5 по 27 мая. Рапс обычно начинает цвести на 40-й день, т.е. на полях культура будет золотисто блестеть с 15 июня по 30 июля — практически весь летний период. Это мы наблюдали вместе с известным рапсоводом из Татарстана Иосифом Фомичем Левиным при посещении полей хозяйства 22 июля. Ранние посевы рапса находились в фазе полного зеленого стручка, а самые поздние — полного цветения. Поэтому, хотим или не хотим, пчёлы будут посещать рапсовые поля, которые своей красотой (желтые ландшафты) привлекают пчёл издалека.
Отметим, что рапс повреждается около 80 видами болезней и вредителями, не считая сорняков. Более 40 вредных насекомых представляют реальную опасность. Избавиться от них можно только за счет применения средств химизации. Самые вредоносные — это крестоцветная блошка, рапсовый цветоед, рапсовый пилильщик, рапсовый семенной скрытнохоботник, капустная и рапсовая моль, тли и другие. Данные насекомые повреждают растения с началом появления семядолей до полного созревания семян. То есть, «химичить» рапс требуется весь период роста и развития растений — от посева вплоть до уборки, когда применяются десиканты (ускорители созревания семян).
К сожалению, на практике часто производители рапса используют старые прицепные опрыскиватели или даже современные, но без навигационных устройств. В результате они вынуждены работать днем, что и приводит к отравлению пчел. Поэтому в хозяйстве необходимо иметь современный собственный опрыскиватель с навигационным устройством.
Есть и другая немаловажная проблема. Часть производителей рапса, особенные средние и мелкие фермерские хозяйства вообще игнорируют приобретение опрыскивателей и предпочитают их арендовать или заказать со стороны. Но здесь есть два самых основных недостатка. Первый — такие механизированные отряды стараются работать круглосуточно, так как им нужны, прежде всего, объём и количество выполненных работ. Значит, уже не до экологических проблем. Поэтому оказание таких услуг должно быть строго подконтрольно. А обслуживающие организации должны работать строго по регламенту: рано утром, поздно вечером или вообще ночью. Второй — в целях обеспечения эффективности действия препаратов, могут поступать на реализацию яды, не прошедшие или исключенные из Списка разрешенных к применению средств химической защиты растений. Данный список ежегодно утверждается специальной комиссией МСХ РФ. Значительная часть препаратов по экологическим действиям окружающей среды не включаются в список и реализация их запрещена. Однако данные препараты могут нелегально поступать по низкой цене на продажу под маркой известных производителей — фирм как контрафактный товар, или же их могут использовать выше отмеченные механизированные отряды. В результаты гибнут не только вредители рапса, но и пчелы. Должен быть строгий контроль движения и использования средств защиты растений.
Ещё один вопрос: всегда ли в гибели пчёл виноват только рапс? Практика убедительно доказывает, что проблема значительно шире.
Первое, на что следует обратить внимание — это посевы подсолнечника. В республике их стало чрезмерно больше. При этом нарушаются агротехнические нормы – до 10-12% посевной площади отводятся под эту культуру. Иногда у небольших фермерских хозяйств такие площади составляют 30-50%.
Да, пока подсолнечник очень доходная культура, но есть и оборотная сторона медали: его наращивание приводит к развитию болезней растений и распространению вредителей. Раньше подсолнечник возделывали как пропашную культуру с несколькими междурядными обработками против сорняков. Сегодня этот прием практически выпал из агротехнологии, по этой причине производители семян подсолнечника широко используют химические средства. А в результате пчелы, посещая подсолнечник, получают смертельную дозу.
Второе — в растениеводстве все больше стали применять средства химической защиты не только на масличных культурах, а по всем. Это связано с внедрением минимальной и нулевой обработки почвы. Сторонники данной теории ратуют за сохранение структуры почвы и влаги. Бесспорно, они тоже правы. Но, опять-таки лишь с одной стороны, а с другой – все вредители и споры болезней остаются в верхних слоях почвы и быстро размножаются. А это делает необходимым проведение защитных мер с применением химических средств. Вот где скрывается, возможно, одна из основных причин гибели пчел. Любой яд — против них. Причем пчела не ищет его специально, а попадает под влияние яда по пути к сбору нектара. Раньше за счет глубокой вспашки все споры болезней и куколки вредных насекомых оказывались в нижних слоях почвы и погибали, превращаясь в органическое удобрение. А теперь они успешно перезимовывают с нанесением ущерба в следующий вегетационный период.
Третье — пчелы могут перезимовать слабо за счёт ограниченного запаса меда. Здесь надо искать причину их гибели в жадности пчеловода или его неопытности. Слабые пчелы не могут восстанавливаться с весны и погибают. Поэтому, наряду с другими мерами, остро необходимо усиление работы ветеринарных служб по выявлению реальных причин гибели насекомых, не стоит ограничиваться перекидыванием камней в сторону рапсоводов.
Четвёртое — идёт беспощадная биологическая война между пчелами разных пород, завозимых из других регионов, и местными. Здесь предстоит большая работа зооветеринарной службе.
Итак, союз пчеловодов и рапсоводов может и должен быть крепким, основанным на взаимопонимании и взаимной выгоде. В республике должно быть больше, как меда, так и семян рапса. Пока посевные площади рапса в Башкортостане намного отстают от других регионов страны. Да и рапсоводы обязаны строго соблюдать правила применения средств химической защиты растений.
Будут пчёлы на посевах рапса — будет урожай семян и будет мёд, третьего не дано.