Международный проект Conversation ищет логику в действиях европейских чиновников, которые решили поднять тариф на поставки российского и белорусского зерна. И не находит.
Как известно, Евросоюз предлагает повысить тарифы на импорт различных продовольственных товаров из России и Белоруссии, чтобы, как выразилась президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, «смягчить растущий риск для наших рынков и наших фермеров».
Повышенные пошлины коснутся импорта зерновых, масличных культур и сопутствующей продукции из России и Белоруссии. Но они призваны обеспечить беспрепятственный проход через страны ЕС.
Как говорится в пресс-релизе ЕС: «Важно, что предлагаемые тарифы будут… не сказываются на глобальной продовольственной безопасности, особенно для развивающихся стран. Напротив, ожидается, что они создадут стимул для России экспортировать на рынки стран, не входящих в ЕС, включая развивающиеся страны».
Что в переводе означает, зерно-то у вас будет, вот только купить вы его уже не сможете.
Во всем мире обильные запасы зерна в России привели к тому, что делает избыточное предложение продукта, согласно базовой экономической теории: обрушение цен. Агентство Reuters недавно сообщило, что цены на американскую и европейскую пшеницу «упали до самого низкого уровня примерно за 3,5 года, отягощенные потоками российского зерна, которые побудили Китай отменить недавние закупки из Соединенных Штатов».
Почему тарифы, а не санкции? Важно отметить, что санкции могут не поддержать все. Ведь многие страны продолжают нормальные торговые отношения с Российской Федерацией, в том числе такие, как Бразилия, Южная Африка и Индия — немалые игроки в мировой торговле.
Во-вторых, правила Всемирной торговой организации (ВТО), в том числе в отношении сельскохозяйственной продукции в соответствии со статьей 4.2 Соглашения по сельскому хозяйству, запрещают прямые запреты и ограничения, поэтому санкции могут рассматриваться как незаконные.
И, наконец, санкции могут не быть даже единодушными внутри ЕС. По данным Financial Times, торговый комиссар ЕС и крайне правый латышский политик Валдис Домбровскис, «скорее всего, выберет тарифы, а не санкции, поскольку это не потребует единогласного одобрения со стороны столиц, как в случае с санкциями».
Напротив, тарифы менее политически противоречивы. Генеральное соглашение по тарифам и торговле допускает «пошлины, налоги или другие сборы» на импорт, которые могут применяться, среди прочего, для обеспечения соблюдения правительственных мер по «удалению временного излишка». На этой основе ЕС принял решение о введении ограничений с целью сокращения доступа российского зерна на свой внутренний рынок.
На самом деле, именно избыток украинского зерна на рынке ЕС, обеспеченный снятием торговых ограничений ЕС в отношении Украины в начале войны, лежит в основе протестов фермеров по всей Европе и проблем чиновников ЕС.
В разговоре Фон дер Лейена с польским премьер-министром Дональдом Туском 15 марта — там, где поднималась возможность торговых ограничений против России, — была высказана обеспокоенность тем, «как поддержать сельское хозяйство в Польше и Европе». Или иными словами, как реагировать на протесты польских фермеров по поводу импорта Украиной зерна из ЕС, которые наносят ущерб внутреннему рынку ЕС.
Но протесты фермеров вылились в хаос, причина которого кроется в самой структуре союза и конкретно в «зелёной сделке». Напомним, что «зелёная сделка Европейского Союза — это план по декарбонизации экономики ЕС к 2050 году, проведению революции в энергетической системе ЕС, обеспечению глубокой трансформации экономики и стимулированию усилий по борьбе с изменением климата.
В дополнение к тому, что фермерам приходится приспосабливаться к новым правилам в соответствии с этим соглашением, которое сельскохозяйственный сектор считает не в меру забюрократизированным, фермерам также приходится бороться с продолжающейся конкуренцией со стороны украинского экспорта зерна.
Чтобы ослабить напряженность в отношениях с Польшей, Украина заявила, что готова принять ограничения на свою торговлю с ЕС. Соответственно, ЕС объявил, что введёт ограничения на украинскую птицу, яйца и другие продукты питания, «если их количество превысит среднегодовое значение, импортированное в период с июля 2021 года по декабрь прошлого года».
Тарифы представляют собой проявление оппозиции России, даже рискуя обременить потребителей ЕС, которые в конечном итоге понесут эти расходы — даже если тарифы принесут некоторый доход, чтобы компенсировать потери фермеров ЕС из-за украинского зерна.
Что касается того, повредят ли тарифы России, то очень немного. Важно другое. Заботы остального мира лежат в том, чтобы прокормить своих людей. Большинство стран — и, конечно, подавляющее большинство людей в этих странах — не задаются вопросом, откуда они получают еду. Они просто хотят, чтобы еда была доступна по цене, которую они могут себе позволить.