Россия в 77 раз увеличила экспорт индюшатины
Отрасль индейководства современной России демонстрирует высокие результаты по ряду направлений: производство выросло более чем в 19 раз, потребление – в 5,3 раза, экспорт – 77 раз, а уровень самообеспеченности инкубационным яйцом достиг 55%. О достижениях и перспективах направления рассказал руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Олег Князьков.
Производство мяса индейки в России демонстрирует стабильный рост на протяжении всего времени — с фактического зарождения в середине 2000-х гг. Так, за период с 2006 по 2023 гг. показатель увеличился с 22 до 422 тыс. тонн. Это прирост в 19,2 раза.
Результаты 2023 года — далеко не предел. На 2024 год прогнозируется рост до 440 тыс. тонн, выход на полмиллиона – на 2025. Ожидаемый рывок следующего года связан с запуском уже заложенных новых производственных площадок в целом ряде регионов. А по итогам 2030 года, по ожиданиям РСХБ, отрасль приблизится к 700 тыс. тонн выпуска.
За счёт диетических и гипоаллергенных свойств, а также благодаря росту доступного предложения индейка ускоренным темпами завоёвывает любовь потребителя. Например, с 2012 по 2023 гг. в рационе россиянина стало в 5,3 раза индейки больше — 2,75 кг в год. Примечательно, что если за рассматриваемый период потребление мяса увеличивалось умеренными темпами — на 1% в год, то в сегменте индейки этот среднегодовой прирост составляет 25%.
Наряду с активным удовлетворением потребностей россиян отечественные производители энергично поставляют излишки продукции на внешние рынки, где благодаря высокому качеству, платёжеспособному спросу, удобной логистике и продуманному маркетингу смогли добиться впечатляющих результатов. Так, в 2015-2023 гг. экспорт мяса и мясопродуктов индейководства из России вырос с 0,35 до 25,6 тыс. тонн, то есть в 77 раз.
«Уже сегодня российская индейка лидирует на рынках индюшатины Китая с долей 80%, Саудовской Аравии с долей 54%, ОАЭ – 37%, всего же экспорт идёт в 36 стран. При этом внутренний рынок остаётся безусловным приоритетом: так, в 2023 году на внешние поставки пришлось лишь 6% производства», — рассказал Олег Князьков.
Одним из самых значимых успехов отрасли стал прирост производства инкубационного яйца почти на 50% за год и на 90% – за два года. Такая динамика позволила значительно повысить независимость отечественного индейководства от поставок из-за рубежа, укрепить биозащищённость. Производство инкубационного яйца по итогам 2023 года составило 28,2 млн.
Хорошим подспорьем для отрасли стала эффективная работа комплекса «Донской индейки», которая в прошедшем году вывела более 1,7 миллиона суточных индюшат для производителей, у которых нет собственных мощностей по инкубации. В планах компании — запуск собственного родительского стада.
Теперь цель отрасли — довести самообеспеченность с 55% до 80% по итогам 2026 года, отметил Олег Князьков.