
Как избежать конфликтов между дачниками и фермерами, консультирует эксперт
Коломенский фермер, руководитель комитета по развитию агропромышленного комплекса Коломенской торгово-промышленной палаты Савелий Крестинков в беседе с редакцией «РосАгроЭко» поднял проблему столкновения «города» и «села».

Есть известный анекдот про блондинку, которая решает показать свои знания в сфере сельского хозяйства и, показывая пальчиком на быка, спрашивает, сколько тот даёт молока. На что фермер отвечает, мол, вообще не даёт. Блондинка удивляется, зачем же держать такую корову. «На то и держать, что это бык», — слышит она в ответ.
Однако на сегодняшний день выходит, что блондинка эта обладала на редкость глубокими познаниями, ведь она хотя бы не назвала быка рогатой лошадью.
— Туристы, посещающие фермы, не могут отличить корову от лошади. Увидев цыплят, они всерьёз спрашивают, что это такое, — сетует фермер.
Корни проблем столкновений дачников и фермеров уходят в необразованность людей и сильное их отдаление от деревни. При том, что дачник всегда прав. Чтобы не случилось, закон будет на его стороне. По этой причине Савелий Федосеевич настоятельно советует держать животных на привязи и под присмотром. Действительно, в случае травм, нанесённых животным на свободном выпасе без ограждения и без пастуха, винить фермер сможет только себя, но ретивые городские жители в своей глупости заходят далеко.
Ведь даже если несознательные наши граждане сами лезут к животным, за что справедливо могут получить в ответ копытом, отвечать будет их владелец.
— Был случай, когда женщина приехала на ферму, в качестве туриста. Везде висели таблички, запрещающие подходить к животным. Но она полезла делать селфи с коровой. В этот момент та решила избавиться от мухи и ударила хвостом, попав по женщине. В результате дамочка побежала в суд. Собственника обязали закрепить специальную ленту на безопасном расстоянии, — рассказывает Савелий Федосеевич.
В одном из сёл, фермер держал лошадь без привязи, что, конечно, неправильно. Но и люди изумляют. Когда приветливая с виду кобыла подходила к ним, приводя их в полный восторг, они угощали её всем, чем попало. Так они сами приучили её к попрошайничеству. Вот только лошадь весит не меньше полтонны, и в другой раз при виде яблока в руках у ребёнка, животное не станет мешкать. Для несведущих отметим, что эти благородные существа не только метко лягаются, но и кусаются.
Имеют место быть и истории, когда участковый приезжает замерить уровень шума в сельской местности, отзываясь на жалобы отдыхающих горожан. Не нравится им мычание коров! В то время как во Франции, принят закон о «сенсорном наследии», защищающий звуки и запахи сельской местности, от шумных церковных колоколов до запаха дворовых животных. Это произошло относительно недавно, в январе 2021 года. Закон закрепил статус сельских скреп, таких как крякающие утки и шум тракторов на рассвете, а также звон коровьих колокольчиков и запах навоза.
Но то Франция. У нас пока фермеры крайне уязвимы. Городским жителям, купившим дачный участок, кажется, что они могут прийти в чужой монастырь со своим уставом. Рассказывают, что в одном из районов Московской области, местные владельцы коттеджей, заперли работников хозяйства в собственном доме и выпустили всех животных, приговаривая «никаких коров здесь не будет».
Но это не единственная беда. Покинув свои дачи по осени, люди оставляют за собой живое наследство — брошенных кошек и собак.
Так, красноярскому фермеру Андрею Болсуновскому пришлось спонтанно и против его желания организовывать на собственном животноводческом хозяйстве кошачий приют. Он просто не мог оставить на произвол судьбы пушистых подкидышей, которых к воротам его участка начали привозить соседи-дачники. За несколько лет у него накопилось более ста брошенных животных.
Но коломенскому фермеру Савелию Крестинкову повезло меньше. У него бродячие собаки загрызли 60 коз, а в администрации развели руками — нет закона, который бы защитил его интересы.
Когда собаки, прибившиеся к СНТ, размером с телёнка, нападают на козлят, шансов у тех нет. А правду искать фермеру негде. Дескать, владельца у собаки нет, спросить не с кого, скажет участковый. Тот факт, что пса прикормили сердобольные садоводы и пёс в качестве развлечения то декоративную собачонку другого такого же дачника куснёт, а то и к фермеру наведается, принеся ему убытки, останется просто фактом. Наказывать за это по закону некого.
— Люди очень сильно отошли от сельской жизни. Но сейчас, когда село вымирает, они и вовсе одичали в своей безграмотности, — говорит Савелий, — а потому я бы рекомендовал посещение хозяйств с животными. Кроме того существуют ведь контактные зоопарки. Иначе горожане совсем перестанут их различать. Фермерам нужно организовывать туризм в своём хозяйстве, чтобы человек мог приехать и попробовать потрудиться на земле, попить натуральное молоко. Ведь сейчас молодёжь отказывается пить натуральное молоко, у них в приоритете соевое, что объясняется желанием похудеть. Считаю, что нужно привлечь людей в деревню путём, как просвещения со школьной скамьи, так и сельского туризма. Просветительские мероприятия с участием молодёжи жизненно необходимы, ведь именно они позволят им вернуться на село и возродить его.
… Около ста лет назад в сельскую Англию приехал молодой ветеринар из города, имя которого, благодаря его книгам и поставленным по ним сериалам, известно многим. Его звали Джеймс Хэрриот. Человеческая природа и подлость её с той поры не сильно изменилась. Также выкидывали собак и также портили жизнь своим соседям. Но в этих воспоминаниях Хэрриот пишет о том, как полюбились ему простые, искренние сельские жители. И как потом, оказавшись на недолгое время, на службе в вооружённых силах Её Королевского Величества, он тосковал по суровым Йоркширским холмам и отмечал до чего разительно отличались горожане от сельчан.
Очевидно, нашей стране нужен свой Джеймс Хэрриот, который в простой и доступной форме расскажет о том, что такое село и что животные, населяющие поля и луга, были там испокон веков.
Александра Камара́, фото автора, а также из личного архива Савелия Крестинкова