
Жители крупных городов делают выбор в пользу быстроты приготовления продуктов
Учёные Тимирязевской академии изучили формирование покупательского поведения в отношении выбора и потребления продуктов питания растительного и животного происхождения. Маркетинговое исследование проводилось ими в крупных городах России — в Москве и Краснодаре. Участвовали в нем как женщины, так и мужчины разных возрастов. Об этом сообщает пресс-служба РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.
В ходе опроса большая часть молодёжи отметила, что быстрота приготовления и употребления пищи для них являются существенным критерием при выборе продуктов. Приготовление еды они назвали рутинным процессом, который отнимает много времени. По их мнению, еда должна быть дешёвой и простой в готовке, а сам процесс приёма пищи формальной необходимостью удовлетворения чувства голода. Для респондентов старшего поколения значимым аспектом является качество выбранных продуктов и их польза для здоровья. Однако тренд сокращения времени на приготовление пищи и упрощение самих блюд они также приветствовали.
Всё большую значимость, несмотря на упрощение способов приготовления и сокращения полноценных приёмов пищи, приобретает такой критерий как «польза для здоровья». Потребители всех возрастных категорий все больше концентрируют внимание на своем здоровье, что в свою очередь является значимым аспектом выбора продуктов питания. Однако способ употребления пищи питание «на ходу» серьёзным образом сокращает выбор продуктов и вариации приготовления блюд. Большая часть респондентов приготовление полноценных блюд старается осуществлять в выходные дни или по вечерам.
Существенные трансформации в выборе продуктов питания более характерны для выбора мяса и мясных изделий, где в настоящий момент основой выбора потребителей в качестве продукта «повседневной кухни» отдается предпочтение полуфабрикатам.
При выборе мясных изделий покупатель отдаёт предпочтение известному бренду, так как он внушает доверие к безопасности продукта и предоставляет разнообразие ассортимента. Респонденты также отметили, что на российском рынке продаются мясные полуфабрикаты высокого качества.
— Людей с высшим образованием и наличием учёной степени волновали хорошие условия выращивания животных на фермах, а также информирование о том используется ли на производстве стимуляторы и гормоны роста. Значимым отметили и качество откорма животных, которые в последствии пойдут на убой. Около 4% опрошенных хотели бы иметь возможность наблюдать за процессом выращивания животных онлайн или во время экскурсии, — рассказала доцент кафедры организации производства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Татьяна Бирюкова.
Овощи потребители выбирают по внешнему виду и свежести продукта, их интересует размер, чистота и целостность товара. При этом большинство опрошенных покупают овощи в магазине «впрок», а решение о приготовлении блюда принимают в день приготовления. По их мнению, важным является самостоятельная оценка каждого овоща, а также возможность выбора необходимого количества продукта.
— Вялый вид овощей, а также наличие следов порчи является несомненным фактором поиска альтернативы или отказа от покупки. Для 39% из числа опрошенных лиц свежесть продукта ассоциировалась со временем сбора урожая. Около 94% опрошенных женщин полагают, что именно добавление овощей в состав блюд является основой здорового питания. Около 66% опрошенных полагает значимым при выборе овощей такой фактор как возможность вариации приготовления различных блюд. Для 55 % респондентов важным критерием являлось время, которые они потратят на приготовление блюда, что характеризует современные трансформации в отношении формирования модели покупательских предпочтений городских домохозяйств, — добавила доцент кафедры экономики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Татьяна Ашмарина.
Также следует отметить возросшую в последние годы значимость при выборе продуктов питания такого фактора как цена. Однако, по мнению респондентов, качество и вкус продукта не должны зависеть от цены. Так полагают в основном респонденты с меньшим доходом на одного члена семьи. Также важным при выборе продуктов исследуемых категорий является наличие проводимых акционных мероприятий, при этом большая часть респондентов не закупает продукты при наличии акций «впрок».