О школьных лесничествах рассказали в Росзаповедцентре
Ежегодно в России в третье воскресенье сентября отмечается День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности. Существенный вклад в формирование бережного отношения к лесу вносят сотрудники школьных лесничеств, на теории и практике показывающие подрастающему поколению значение лесных угодий для экологии планеты. Историю межрегионального слёта школьных лесничеств в детском оздоровительном лагере «Байкальский Бор», в котором приняли участие 29 команд из разных уголков нашей страны, рассказала пресс-служба Росзаповедцентра Минприроды России.
Среди участников был и представители школьного лесничества «Росток» из поселка Усть-Баргузин, куратором которого выступили сотрудники ФГБУ «Заповедное Подлеморье» (Республика Бурятия).
На слёте ребятам предстояло пройти через серию испытаний, каждое из которых проверяло их навыки и знания в области лесного хозяйства. Одним из этапов стала имитация тушения лесного пожара, где оценивались скорость и точность выполнения задач. Задание по таксации леса включало измерение таких характеристик, как высота, диаметр и породы лесных насаждений. На этапе «Лесоведение и лесовосстановление» школьники показали навыки в обращении с лесопосадочными инструментами, умение определять породу дерева по спилу и распознавать виды саженцев и сеянцев. Одним из самых сложных испытаний стал этап по лесоохране, где участники выявляли болезни и вредителей леса.
По итогам соревнований ребята из школьного лесничества «Росток» заняли два призовых места в индивидуальных зачётах, а в командном зачете — третье место.
За их успехами — многочасовые учебные занятия с профильными специалистами ООПТ. Для того, чтобы подготовить ребят к межрегиональному съезду школьных лесничеств, сотрудники «Заповедного Подлеморья» организовали для них специальную серию занятий. Завершающим из них стало выездное практическое занятие по таксации леса в Арангатуйском участковом лесничестве Забайкальского национального парка.
В ходе занятия дети, вооружившись лесотаксационными инструментами, определяли породу и возраст деревьев и были удивлены, что деревья-одногодки могут сильно различаться по высоте и толщине. Это указывает на различные условия их роста, ведь в лесу идёт постоянная борьба за свет, влагу и питательные вещества.
«Ребята обратили внимание на молодые деревца под пологом леса, принадлежащие к той же породе, что и верхний ярус. Этот процесс называется предварительным возобновлением, а сами молодые деревца называются подростом. В густом лесу этот подрост угнетён, растёт медленно, а его корни развиты слабо. Из-за нехватки света большинство из них вскоре погибнет. Однако в местах, где старые деревья отмирают и падают, создавая светлые открытые участки, возобновление происходит успешно. Именно так без вмешательства человека восстанавливается лес», — рассказал куратор ребят, старший государственный инспектор, инженер по охране и защите леса ФГБУ «Заповедное Подлеморье» Сергей Седельников.
На занятиях в школьном лесничестве ребята знакомятся и с различными кустарниками, которые называются подлеском — кедровым стлаником, ольхой, рододендроном даурским. Подлесок играет важную роль в жизни леса: он затеняет почву, предохраняя ее от иссушения и эрозии, и служит местом гнездования для многих птиц. А также проводят измерение одного из важнейших таксационных показателей — полноты насаждения, который используется для определения запаса древостоя. Данный показатель важен для оценки состояния леса и планирования лесохозяйственных мероприятий, таких как уход за лесом и лесовосстановление.
Системная работа по приобщению школьников к лесному делу ведется и на других ООПТ.