РСХБ оценил инвестиционный потенциал аквакультуры в 100 млрд рублей

РСХБ оценил инвестиционный потенциал аквакультуры в 100 млрд рублей

Россия уже сейчас входит в пятёрку стран по производству водных биологических ресурсов (ВБР). При этом фокус инвестиций будет смещаться с классического вылова на производство продукции аквакультуры. Колоссальный потенциал этого направления будет реализован за счёт вхождения в отрасль крупных игроков, способных выстроить всю цепочку добавленной стоимости «от садка до прилавка», осуществить импортозамещение и даже начать экспортировать на мировые рынки. На ближайшие 3-5 лет потенциальный объём инвестиций в аквакультуру Россельхозбанк оценивает в 70-100 млрд рублей. О глобальных и российских перспективах развития аквакультуры рассказала Первый заместитель Председателя Правления РСХБ Ирина Жачкина на пленарной сессии VI Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.


Из расчётов ФАО следует, что в 2023 году объём (в натуральном выражении, без водорослей) производства аквакультуры впервые превысил добычу водных ресурсов, отметила Ирина Жачкина. В 2023 год мировой объем производства аквакультуры составил 96 млн тонн, увеличившись на 82% к 2000 году. При этом объём добычи водных ресурсов остался практически без изменений. В России же с начала XXI-го века объём производства аквакультуры вырос в 4 раза до 400 тыс. тонн, однако её доля в балансе производства остается пока небольшой – 7-8%.


Сегодня в мире основной прирост бизнеса происходит именно в аквакультуре, тогда как темпы дикого промысла стагнируют, а в отдельных странах даже падают. Например, в Чили, Японии, Таиланде, Норвегии и Китае. По словам Ирины Жачкиной, «этот тренд очень напоминает энергопереход — от ископаемых источников тепла и света к возобновляемой энергетике».


Ещё одна тенденция, на которую обратила внимание спикер, заключается в прямой корреляции между объёмом производства рыбы и её потреблением. Россия входит в топ-5 крупнейших производителей водных биологических ресурсов (ВБР), однако находится за пределами первой десятки по их потреблению: 21-22 кг на душу населения в последние годы при установленном показателе Минздрава 24 кг и целевом показателе Правительства 28 кг к 2030 году.


«Мы изучили рынок и пришли к выводу, что в нашей стране существует колоссальный спрос на свежую рыбу и морепродукты, который предстоит удовлетворить. Эти позиции входят в топ-3 продуктовых товаров, которые влияют на выбор покупателем магазина. При этом чаще других свежую рыбу и морепродукты выбирает платёжеспособная молодёжь 25-34 лет. Наибольший спрос в категории фреш, а также полуфабрикатов или готовой еды. Спрос на эти товары — ключевой драйвер рынка аквакультуры. Поэтому мы и называем её «голубым океаном», то есть новой точкой роста», — объяснила Ирина Жачкина.

Похожие записи

В прошлом году российский экспорт муки достиг почти 300 млн долларов

В прошлом году российский экспорт муки достиг почти 300 млн долларов

ФАО представило индекс продовольственных цен за последний месяц 2024 года

ФАО представило индекс продовольственных цен за последний месяц 2024 года

Контейнерная агрологистика стала новым этапом развития АПК в России

Контейнерная агрологистика стала новым этапом развития АПК в России

Кенийский чай вышел на второе место по популярности в России

Кенийский чай вышел на второе место по популярности в России