Россия уже сейчас входит в пятёрку стран по производству водных биологических ресурсов (ВБР). При этом фокус инвестиций будет смещаться с классического вылова на производство продукции аквакультуры. Колоссальный потенциал этого направления будет реализован за счёт вхождения в отрасль крупных игроков, способных выстроить всю цепочку добавленной стоимости «от садка до прилавка», осуществить импортозамещение и даже начать экспортировать на мировые рынки. На ближайшие 3-5 лет потенциальный объём инвестиций в аквакультуру Россельхозбанк оценивает в 70-100 млрд рублей. О глобальных и российских перспективах развития аквакультуры рассказала Первый заместитель Председателя Правления РСХБ Ирина Жачкина на пленарной сессии VI Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
Из расчётов ФАО следует, что в 2023 году объём (в натуральном выражении, без водорослей) производства аквакультуры впервые превысил добычу водных ресурсов, отметила Ирина Жачкина. В 2023 год мировой объем производства аквакультуры составил 96 млн тонн, увеличившись на 82% к 2000 году. При этом объём добычи водных ресурсов остался практически без изменений. В России же с начала XXI-го века объём производства аквакультуры вырос в 4 раза до 400 тыс. тонн, однако её доля в балансе производства остается пока небольшой – 7-8%.
Сегодня в мире основной прирост бизнеса происходит именно в аквакультуре, тогда как темпы дикого промысла стагнируют, а в отдельных странах даже падают. Например, в Чили, Японии, Таиланде, Норвегии и Китае. По словам Ирины Жачкиной, «этот тренд очень напоминает энергопереход — от ископаемых источников тепла и света к возобновляемой энергетике».
Ещё одна тенденция, на которую обратила внимание спикер, заключается в прямой корреляции между объёмом производства рыбы и её потреблением. Россия входит в топ-5 крупнейших производителей водных биологических ресурсов (ВБР), однако находится за пределами первой десятки по их потреблению: 21-22 кг на душу населения в последние годы при установленном показателе Минздрава 24 кг и целевом показателе Правительства 28 кг к 2030 году.
«Мы изучили рынок и пришли к выводу, что в нашей стране существует колоссальный спрос на свежую рыбу и морепродукты, который предстоит удовлетворить. Эти позиции входят в топ-3 продуктовых товаров, которые влияют на выбор покупателем магазина. При этом чаще других свежую рыбу и морепродукты выбирает платёжеспособная молодёжь 25-34 лет. Наибольший спрос в категории фреш, а также полуфабрикатов или готовой еды. Спрос на эти товары — ключевой драйвер рынка аквакультуры. Поэтому мы и называем её «голубым океаном», то есть новой точкой роста», — объяснила Ирина Жачкина.