Студентка Алтайского ГАУ рассказала о профессии грумера
Студентка 1 курса Биолого-технологического факультета Алтайского государственного аграрного университета Виталия Алишаускайте стала победителем Всероссийского конкурса грумеров «Сибирь Грум», который прошел в Красноярске 7-9 ноября.
Груминг — это комплекс процедур по уходу за шерстью, кожей, когтями, ушами и глазами собак. Может выполняться как в гигиенических целях, так и для улучшения внешнего вида собаки при подготовке к выставке или другим соревнованиям. Виталия, или как её называют друзья, Вита, рассказала нам о своей победе в конкурсе и увлечении грумингом, который из хобби уже превратился в профессию.
АГАУ: Вита, как вы попали на конкурс?
ВА: Всероссийский конкурс грумеров проходит регулярно в разных городах страны. На этот раз в Красноярске. Я в конкурсе участвовала уже в третий раз.
В Красноярск съехались мастера груминга со всей Сибири. Программа конкурса рассчитана на 3 класса: «Начинающий» (с опытом до 2 лет работы), «Открытый» (категория для тех, у кого стаж больше 2 лет или кто уже ранее побеждал в классе «Начинающий») и «Чемпионы» (для тех, кто не менее двух раз уже занимал первые места в одной категории). Я участвовала в «Начинающем».
АГАУ: В чем суть соревнований?
ВА: За фиксированное время мастер для каждой собаки в зависимости от породы должен сделать стрижку. Грумеры сами приводят собак для стрижки. Судьи предварительно оценивают состояние собаки, зарост, наличие ран, повреждений и т.д. По итогам оценивается правильность породной стрижки и чистота работы.
АГАУ: И так, ваши результаты?
ВА: В своем классе «Начинающий» мне удалось завоевать три первых места в трех категориях: «Модель дог» (стрижка манекена собаки), «Азиатский стиль на объёмной шерсти» (собака породы бишон) и «Йорки» (Бивер йорк). Это максимум, что можно было завоевать, так как в конкурсе допускается участие максимум в трех категориях.
Теперь мне можно перейти в следующий класс конкурса — «Открытый» и соревноваться уже с более опытными мастерами.
АГАУ: Как вы увлеклись грумингом?
ВА: Я сама родилась и выросла в Новосибирске. С раннего детства мне нравилось заниматься с животными. Сначала хотела быть дрессировщицей дельфинов или собак, потом думала, что после окончания школы пойду учиться на ветеринара… Занималась конным спортом. И вот однажды познакомилась с Анной Шишкиной. Это известный грумер из Новосибирска. У неё есть как онлайн, так живые курсы школы груминга, более 3000 учеников по всему миру. Я прошла у нее 10-ти дневный курс груминга, и, когда я училась в 11 классе, она взяла меня на работу к себе в салон. Так пошёл мой «грумерский» трудовой стаж. Сегодня он составляет уже 1 год 9 месяцев! В салоне Анна Шишкиной я набралась опыта, как мастер, наработала скорость. Побываю на стажировке в Ярославле у мастера, который уже вошел в топ-10 со стажем 5 лет. Я поняла, что груминг — это моё призвание. И что как ветеринар, например, я не смогла бы оперировать животных.
АГАУ: Как вы оказались в Барнауле?
ВА: Специально приехала учиться в Алтайском государственном аграрном университете! Поступила на Биолого-технологический факультет, на направление «Зоотехния», на профиль «Кинология». Хочу развиваться в профессии! Хочу получить профильное образование, чтобы хозяева собак мне могли спокойно доверять животных, чтобы правильно коммуницировать с собаками. Здесь же, в Барнауле, я нашла салон груминга, где работаю параллельно с учебой в университете.
Приятно было узнать, что на нашем факультете регулярно проводится конференция по вопросам кинологии, накоплен серьёзный опыт в этой области.
АГАУ: Чем занимается грумер?
ВА: Груминг может включать несколько процедур по уходу за собаками. Например, «экспресс-линька» для собак, которых не стригут. Но ведь они линяют! В этом случае грумер помогает избавиться от лишней шерсти в доме. В период сезонной линьки мы такую собаку моем, сушим. Затем благодаря инструментам — силиконовым щеткам и специальным стрипингам, убираем сразу всю отмершую шерсть у собаки. Такую процедуру я рекомендую делать каждые 2-2,5 месяца.
Для собак, которых стригут, груминг гораздо сложнее. Он тоже делается каждые 2-2,5 месяца. Сначала собаку моют. Причем трехфазовым мытьем. Сначала суперочищающий шампунь смывает пот, жир, сальные выделения, грязь. Затем индивидуально для каждой породы моем собаку шампунем —увлажняющим или дающим объем. И в завершение применяем кондиционер. Вся косметика — специальная для собак, гипоаллергенная. В основном, итальянского производства. Но на рынке появляются уже много и российских аналогов.
АГАУ: Собаки каких пород ваши самые частые клиенты?
ВА: Так или иначе нашими клиентами являются собаки разных пород. Но наиболее частые гости — миниатюрные собаки: йорки, шпицы, пуделя. Это самые популярные клиенты салонов груминга по всей России. Но сейчас большое количество собак стало приходить на линьки, например, корги.
АГАУ: А как собаки относятся к таким процедурам?
ВА: Если собака приучена к грумингу с раннего возраста, то она спокойно к этому относится. В том числе и к стрижке когтей, и к чистке ушей — а это тоже груминг! Такие собаки после груминга себя лучше чувствуют, у них заметно улучшается настроение.
А есть собаки, которых впервые приводят на груминг уже в зрелом возрасте. И для таких собак любая процедура вызывает стресс. С ними сложнее! Но приходится искать подход к каждой собаке.
АГАУ: Груминг полезен для собаки?
ВА: Конечно! Декоративным породам уход просто необходим. Иначе у них на шерсти образуются колтуны. Если его запустить, то под колтуном могут образоваться опредости и воспаления. Если собаке не стричь когти, то они отрастут, и может возникнуть деформация лапы и могут начаться проблемы с суставами.
АГАУ: Груминг востребован на рынке?
ВА: Очень! В городах большая популяция домашних собак. Много декоративных, которым, как я уже говорила, уход необходим. Кроме того, сегодня стало модным ухаживать за своим питомцем. Это касается даже линяющих собак.
АГАУ: Груминг — это ведь фэшн-индустрия? Влияет ли социальный фактор, регион или город на популярность этой услуги?
ВА: Да, конечно, социальный момент есть. Просто в маленьких городах меньше салонов груминга! Соответственно и конкуренция между ними меньше. Поэтому я знаю много примеров, когда доходы салонов груминга в небольших городах не меньше, чем в московских. Сегодня люди готовы ухаживать за своими питомцами, готовы платить за это. Например, я работала в салонах в Новосибирске и в Барнауле. И ситуация очень похожа. Мастера без работы не сидят! Считаю, что грумер — перспективная профессия!
АГАУ: Есть ли в груминге понятие моды или каких-то стандартов красоты?
ВА: У каждой породы есть свой стандарт стрижки. Поэтому в салоне есть альбомы с готовыми фото, и хозяин может выбрать то, что ему по вкусу. Есть и модные стрижки для собак. Фантазия здесь вполне допустима. К нам часто приходят клиенты и показывают фото стрижки из соцсетей. Мы делаем так же.
Вообще грумер должен прислушиваться к желанию хозяина. Модные тенденции мы, конечно, предлагаем, но последнее слово всегда за хозяином.
Но есть породы собак, для которых вольности почти недопустимы. Это, например, шпицы. Для них противопоказаны короткие стрижки. У шпицов есть предрасположенность к алопеции (патологическое выпадение шерсти). Если шпица подстричь слишком коротко, он может попросту облысеть.
А вот у йорков и пуделей вариантов стрижки огромное количество!
Если собака готовится к выставке — это отдельная тема. Там свои требования. И такая собака ходит к грумеру каждые 2-3 недели.
АГАУ: Что самое оригинальное в груминге приходилось делать вам?
ВА: Это креатив с окрашиванием шерсти. Выстригала узоры. Приклеивала стразы. Меняла фасон стрижки у собаки. Часто приходится исправлять недостатки. Например, в случаях выставочного груминга можно скрыть косолапость или худобу собаки. Если собака излишне толстая — стараемся стричь покороче. Если худая — подлиннее.
АГАУ: С какими породами любите работать?
ВА: С пуделями и бишонами. Хочу завести себе бишона, чтобы ездить на конкурс со своей собакой. Кроме того, мне нравится работать с такой кучерявой шерстью. Это непросто! Она не прощает ошибок неопытному мастеру!
АГАУ: У вас есть собака?
ВА: У меня корги! Переехала вместе со мной в Барнаул. Но корги не стригут! Корги — пастушья порода, ей необходимо движение, активность. Мы с ней занимаемся аджилити: прохождение полосы препятствий, чтобы собака была в хорошей форме.
АГАУ: Груминг только для собак?
ВА: Нет. Довольно часто на груминг приносят и кошек. Мы также моем их, ухаживаем за шерстью, делаем стрижку, если это необходимо.
АГАУ: «Моем»? А кошки не боятся мыться?
ВА: Всё зависит от животного. Если оно привыкла мыться, то ей это очень нравится! Некоторые аж стоят не шевелятся от удовольствия во время мытья. Но кошка — более индивидуальна, чем собака. Она ведь всегда «гуляет сама по себе»! Поэтому, если вдруг ей надоест процедура — никакими средствами её уже не заставишь сидеть спокойно, но для более волнительных кошек мы предлагаем воспользоваться успокоительными. Поэтому с собаками я больше люблю работать!
АГАУ: Какие планы на ближайшее будущее?
ВА: В декабре в Минске пройдет международный конкурс грумеров. На который я поеду с салоном «Vipdog» (Барнаул) и смогу померяться мастерством уже на более высоком уровне!