
За 1 квартал 2025 года сибирские предприниматели направили на экспорт свыше 75 тыс. тонн жиров и масла животного и растительного происхождения. Это в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает пресс-служба Сибирского таможенного управления.
Эксперты СТУ фиксируют, что вывоз такой продукции из СФО вырос в целом по итогам 2024 года: участники ВЭД региона поставили в страны ближнего и дальнего зарубежья 251,6 тыс. тонн масел и жиров растительного или животного происхождения, что в 1,9 раза превышает показатели 2023 года.
Основной объём поставок приходится на рапсовое и подсолнечное масла. Также в прошлом году осуществлялся экспорт соевого и льняного масел, кроме этого, отмечались небольшие поставки кокосового и арахисового масла, а также масла из виноградных косточек.
Главным импортёром стал Китай. По сравнению с 2023 годом вывоз масел и жиров из Сибири в Поднебесную увеличился в 2,3 раза.
Также в число главных покупателей сибирских масел вошли Монголия, Казахстан, Узбекистан.
Среди новых импортёров таможня обозначила также Индию.
Однако, в целом по оценке, которую приводит издание «Коммерсантъ», экспорт подсолнечного масла из России упал на 38% из-за убыточности.
В I квартале 2025 года экспорт российских растительных масел сократился на 27% в годовом выражении, до 1,46 млн т. Основное падение пришлось на подсолнечное масло (–38%, до 909 тыс. т), рентабельность которого стала отрицательной из-за роста цен на сырье, высоких пошлин и укрепления рубля.
Газета опирается на аналитику OleoScope, согласно которой стоимость подсолнечника с начала года выросла на 66%, до 39,9 тыс. руб. за тонну. При этом экспортные цены на масло не компенсируют затраты. Это вынудило компании сокращать производство. Например, «Эфко» временно остановила два завода в Краснодарском крае.
Федеральный центр развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России публиковал информацию о том, что в 2024 году российский экспорт подсолнечного масла обновил рекорд.
Эти данные появились в начале этого года. Согласно им за 2024 год Россия поставила на зарубежные рынки более 5,7 млн тонн подсолнечного масла. Впервые в истории годовой объём экспорта превысил планку в 5 млн тонн. По сравнению с 2023 годом показатель вырос на 31% в физическом выражении.
Драйвером стал экспорт в Индию, объём которого в годовом исчислении вырос в 2,4 раза, превысив 2,2 млн тонн. Благодаря такой динамике Индия, вышедшая в 2023 году в лидеры среди стран-покупателей отечественного подсолнечного масла, в течение прошлого года укрепила позиции. Около 39% всех отгрузок российского подсолнечного масла приходилось на республику.
На втором месте среди покупателей российского подсолнечного масла — Турция. Китай в 2024 году опустился на 3-е место среди импортёров российского продукта. По оценке экспертов рынка, в январе-декабре КНР закупила 590 тыс. тонн подсолнечного масла из России, что на 35% меньше объёма 2023 года.
Фото Freepik.