
HR, PR и маркетинг приобретают важность в агро
В последний день международной выставки «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia» деловая программа была сконцентрирована на теме кадровой и маркетинговой политики ведущих компаний отраслей, связанных с производством продуктов, содержащих животный белок.
Президент выставочной компании «Асти Групп», организатора MAP Russia — 2025 Наринэ Багманян отмечает, что агропромышленный комплекс (АПК) сталкивается с множеством вызовов, среди которых — необходимость адаптации к изменяющимся рыночным условиям, внедрение новых технологий и повышение конкурентоспособности. По её словам особую важность приобретают такие направления, как HR и маркетинг.
По информации из доклада правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2024 году, сельскому хозяйству ежегодно не хватает более 143 тысяч специалистов. Несмотря на растущий интерес к аграрным профессиям, текущий выпуск кадров покрывает лишь часть потребностей отрасли. Без грамотного пиар-и-маркетинга выпускники не захотят работать в АПК, а потому так важен круглый стол «Тренды и инструменты маркетинга и PR в АПК в 2025 году».
Евгения Асоян, модератор этого круглого стола отметила:
— Если широко смотреть на амбассадоров, то это мэтч ценностей и смыслов. Уже сегодня компании приходят к тому, что даже в очень узкой отрасли нужно водораздел некий проводить, с кем себя ассоциировать.
Основным вопросом стал поиск новых путей и инструментов, а также реальная готовность отрасли искать инновационные решения и тестировать гипотезы.
— Мы в своей компании уделяем большое внимание поиску инноваций, и ты никогда не поймешь, что работает, а что нет, без эксперимента. На системном уровне мы создали внутри компании структуру, которая мотивирует сотрудников запускать свои идеи в работу, — рассказал Николай Шестаков, директор по маркетингу ГК «ВИК».
О необходимости экспериментировать говорили и другие участники. Что неудивительно, ведь успех пиар-стратегии невозможен без творческой искорки.
Но творчество без профессионализма также не решает проблему, а сегодня существует острая нехватка профессионалов, способных формировать ключевые идеи и смыслы. Если же обратить внимание на международный опыт, то, например, в США существуют 24 профильных университета, которые занимаются подготовкой высококвалифицированных специалистов с дипломами в области агропромышленного PR и журналистики. И согласно данным статистики, более 60% таких выпускников остаются работать в агропромышленном секторе. При этом они обладают знаниями о мировых аграрных рынках, ветеринарии и экономике агропредприятий, а не являются просто специалистами в сфере коммуникации и рекламы с поверхностными или обывательскими представлениями об отрасли.
По прогнозам к 2030-2032 годам возможно подготовить не менее 60-100 дипломированных профессионалов, которые смогли дать новый вектор работе по продвижению российского сельского хозяйства.
Таким образом, как бы ни хотелось представителям аграрного сектора думать, что можно обойтись без PR-специалистов и маркетологов, а рынок диктует своё, и, возможно, прошедший в этом году круглый стол MAP-Russia станет одним из маячков, благодаря которому руководители предприятий обратят внимания на это, а PR-специалистов перестанут путать с маркетологами и журналистами.
Тем более, что во времена, когда необходимо быстро маневрировать в поисках новых рынков сбыта, налаживании контактов с партнёрами, именно PR приобретает всё большее значение. Хороший PR-специалист, владеющий несколькими языками, становится на вес золота.
Общественность откликается на вызовы. Уже с 2022 года конкурс «Пресс-служба года – 2022» ввёл новую номинацию «Лучший PR-проект в агропромышленном комплексе». Появилась первая специализированная премия в области коммуникаций в агропромышленном комплексе России, созданная опорным банком отрасли сельского хозяйства – РСХБ и национальной коммуникационной премией «Серебряный лучник».
Скорее всего следующим этапом станет появление кинопродукции, которая будет логичным продолжением продвижения идеи работы в агро, а грамотный продакт плейсмент станет ещё одним инструментов для крупных предприятий.
Иллюстрация сгенерирована в Яндекс.шедеврум