
В Австралии появилось новое море
Он появляется на спутниковых снимках, как большие пятна синих и зеленых чернил; закручивание, разбрасывание, погружение в пергаментную бумагу. Об этом сообщает CNN.
В засушливом центре Австралии эти пятна представляют собой новое внутреннее море, рожденное от потопа, который прошел сотни миль через вены гигантского, высохшего континента.
Редкое событие теперь вдыхает жизнь в пустыню, принося млекопитающих, птиц и туристов в сердце австралийской глубинки.
«Неуловимый» — так эколог Ричард Кингсфорд из Университета Нового Южного Уэльса описывает возможности для научных открытий, предлагаемые возникновением этого внезапного оазиса в одной из самых засушливых областей мира.
«Это водные птицы, захватывающая текущая вода через середину пустыни. Это рыба, которая находится в реках. И также месяцы спустя, вас ждут ковры из полевых цветов, растущих пустыне, — говорит он и продолжает: Редкие события не совсем понятны, потому что они редки. Мы не знаем, насколько большим будет это наводнение».
Кати Тханда-Лейк Эйр — это эфемерное озеро площадью 3668 квадратных миль, которое получает в среднем всего 5,5 дюймов дождя в год. Его с большей готовностью можно было бы рассматривать как гигантскую соляную сковороду в Южно-Австралийской пустыне.
В 1964 году британский рекордсмен скорости Дональд Кэмпбелл использовал Кати Тханда-Лейк Эйр в качестве гоночной трассы, взлетев до рекордной скорости 403,1 миль в час по широкому, необычному пространству.
Десять лет спустя после рекорда Кэмпбелла на солончаке, в 1974 году, озеро заполнилось водой всего в третий раз за всю историю наблюдений. Это наводнение было принято за высокую отметку и с тех пор не наблюдалось, хотя в последние годы были зарегистрированы события меньшего масштаба.
В этом году, после того как тропический циклон Альфред обрушился на внутренний Квинсленд в марте, вода, стекающая в Кати Тханда-Лейк Эйр, заполняет его всего в четвёртый раз за 160 лет.
Есть две основные артерии, питающие озеро Эйр — река Джорджина-Диамантина, которая начала заполнять север Кати Тханда-Лейк Эйр в начале мая, и ручей Купер-Крик.
Купер-Крик, несколько ошибочно названный ранним британским исследователем Чарльзом Стёртом, вряд ли является ручьем.
«При наводнении ширина может составлять от 60 до 80 километров (около 37-50 миль)», — говорит Кингсфорд.
Вода, принесённая этой второй артерией, ещё не достигла Кати Тханда-Лейк Эйр и может не вступить в полную силу до октября.
К тому времени, когда он прибудет, экосистема пустыни будет чувствовать взрывные крайности своего цикла бума и спада. Креветки и ракообразные будут нереститься, численность рыб будет стремительно расти, млекопитающие, такие как находящийся под угрозой исчезновения гребнехвостая сумчатая мышь и тёмная прыгающая мышь, получат шанс размножаться. Пеликаны, сваяки и другие водоплавающие птицы найдут свой путь в Кати Тханда-Лейк Эйр из такой дали, как Китай и Япония. Пыль и песок станут зелёными, цветущими в родных кустарниках с красочными цветами.
Птицы не единственные, кто прилетает, чтобы увидеть этот оазис.
«На земле больше не так много диких мест, и это дикое место и захватывающее место», — говорит Кингсфорд, — Совершенно очевидно, что эти наводнения приносят много местных и международных посетителей, чтобы увидеть это явление». По его словам это вызывает огромный туристический бум.
Приток посетителей был болезненным, поскольку область адаптируется к своей вновь обретенной популярности. В феврале правительство Южной Австралии объявило о новом запрете на прогулки людей по дну озера, как для защиты хрупкой соляной коры и поверхности, так и для предотвращения травм в отдалённом месте, где медицинская помощь не всегда под рукой. Запрет также поддерживает культурные обычаи народа арабана, считающего озеро священным.