Рост цен на сельхозтехнику не поможет производству
Производство сельскохозяйственной техники на «Ростсельмаше» в 2025 г. сократится на 30% по сравнению с показателями 2024 г., рассказал «Ведомостям» совладелец компании Константин Бабкин. По его словам, которые приводит издание «всего за год будет выпущено 2700 комбайнов и 800 тракторов, почти столько же планируется продать». В прошлом году «Ростсельмаш» выпустил 3200 комбайнов и 1100 тракторов.
В связи с сократившимися продажами сельхозтехники предприятие с августа 2025 г. работает три дня в неделю. По мнению Бабкина, «высокая ключевая ставка и низкие доходы аграриев не позволяют наращивать объемы производства, а действующие программы господдержки позволяют лишь частично компенсировать выпадающий спрос на технику».
В свою очередь, министр сельского хозяйства Оксана Лут ранее говорила, что цена на тракторы за последние несколько лет увеличилась на 70-80%, на комбайны — до 40%, на другую самоходную технику — от 20% до 50%. По ее словам, в этом году аграрии приобрели 24 тыс. единиц сельхозтехники, это меньше, чем в прошлом году.
Издание «Ростов-на-Дону онлайн» пишет, что фермер из Семикаракорского района Николай Юзефов рассказал, как этим летом ему предложили приобрести комбайн «Ростсельмаша» почти за 38 миллионов рублей.
«ACROS — наша отечественная техника — стоит 37−38 [миллионов рублей]. За эти деньги ни в лизинг, ни кредит — никак ты его не купишь, потому что его нельзя купить. Это я говорю, не говоря уже о мелких фермерах. Сделали бы его по 16-17 [миллионов], для мелкого фермера это тоже много, но хотя бы конкурентноспособно, понимаете? Брали бы», — сказал Юзефов.
Он отметил, что в 2011 году купил немецкие комбайны CLAAS по 18 миллионов рублей. Тогда ACROS стоил по 9-10 миллионов рублей.
Проблема эта наметилась давно. Ещё в мае «РосАгроЭко» публиковало обращение Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) к Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину по вопросу обеспечения техникой.
В тексте обращения говорилось, что новые, современные комбайны произведены, но стоят на площадках заводов. Причиной общественники назвали тот факт, что сельхозпроизводители не могут их приобрести, так как значительно упала доходность аграриев и резко выросли цены на технику.
«В особенно тяжелом положении малые формы хозяйствования. На их долю приходится 64% посевных площадей, около 60% зерна, почти 70% подсолнечника. Они вносят весомый вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны», — говорится в сообщении.
Только по итогам первого квартала (января-марта) текущего года продажи российской сельхозтехники на внутреннем рынке снизились на 32,9 процента от того же периода прошлого года. Такие данные привели в ассоциации производителей специализированных техники и оборудования («Росспецмаш»), об этом писал «Коммерсантъ».
Сами отраслевые предприятия, на которые ссылается «Ъ», утверждают, что аграрии нуждаются в обновлении парка техники, поскольку она заметно устарела.
Наибольшее сокращение наблюдалось по зерноуборочным комбайнам — на 58,3 процента до 437 единиц. На втором месте по снижению оказались сельскохозяйственные трактора – на 39 процентов. Продажи самоходных комбайнов сократились на 32,4%.

