Учёный призывает двигаться к будущему, в котором мы сможем сойти с химической беговой дорожки

Учёный призывает двигаться к будущему, в котором мы сможем сойти с химической беговой дорожки

Поскольку Великобритания готовится одобрить генное редактирование, ведущий учёный в сфере пищевой обработки, профессор Ник Толбот, который является исполнительным директором Лаборатории Сейнсбери, утверждает, что это также должно коснуться послаблений в отношении ГМ-культур. Мнение учёного приводит британская The Guardian.

Пустые полки в супермаркетах напомнили нам о том, что наша поставки продовольствия гораздо менее надёжны, чем мы думали. Действительно, кто бы мог подумать, что в 2021 году нам понадобится целый министр, отвечающий за поставки продовольствия? Каковы бы ни были причины сложившейся ситуации, это может быть предвестником будущего. Обеспечение продовольственной безопасности в долгосрочной перспективе может оказаться гораздо более сложной задачей, чем наши краткосрочные проблемы. Даже в условиях пандемии трудно игнорировать наводнения, лесные пожары и ураганы, свирепость которых только растёт. Климатическая чрезвычайная ситуация уже сейчас вполне реальна, и сидеть сложа руки больше нельзя.

Я изучаю болезни растений, многие из которых представляют серьёзную угрозу для человечества. Рост заболеваемости риса грибком является главным объектом моих интереса. Этот грибок ежегодно уничтожает рис в таком количестве, который мог бы прокормить 60 миллионов человек. Мы уже наблюдаем последствия изменения климата, когда новые болезни растений быстро распространяются по всему миру, и нам нужны новые устойчивые к болезням культуры для борьбы с этими угрозами.

Традиционно мы создавали их посредством культивации растений. Однако это длительный процесс, требующий умения и терпения. Мы должны действовать быстрее, учитывая масштабы чрезвычайной ситуации в области климата. Прогнозируемое увеличение численности населения и высокие темпы урбанизации означают, что нам также нужно будет выращивать гораздо больше продовольствия на гораздо меньшей территории, так чтобы не нанести ущерба планете.

Однако мы все еще пытаемся найти устойчивые решения проблем, связанных с болезнями растений, от которых мы страдаем на протяжении столетий. Одним из примеров, который имеет отношение к истории Британских островов, является фитофтороз картофеля, который приносит около $5млрд (£3.6млрд) убытков по всему миру каждый год. Это болезнь, вызвавшая ирландский картофельный голод в 1840-х годах, от которого ирландскому населению ещё предстоит полностью оправиться. Теплое и влажное лето на этих островах означает, что фитофтороз является постоянной угрозой для картофелеводов. В настоящее время мы распыляем от 15 до 20 раз в год фунгициды для борьбы с болезнью. Эти агрохимикаты являются не только дорогостоящими, но и полностью основанными на ископаемом топливе.

Сообщалось, что правительство стремится смягчить правила редактирования генома после выхода из ЕС. В ходе консультаций, состоявшихся в начале этого года, Департамент по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельских районов недавно задал вопрос о том, следует ли рассматривать генное редактирование в том же ключе, что и регулирование генетической модификации (ГМ) в соответствии с законодательством ЕС. При генном редактировании вносятся очень небольшие и специфические изменения в ген растения, которые могут оказать значительное влияние на устойчивость этого растения к окружающей среде и способность расти с меньшим количеством вводимых ресурсов, таких как более низкие уровни азота. Тем самым мы можем достичь результатов в культивации, которая дала бы эффективное повышение урожайности с гораздо большей точностью. Генное редактирование имеет значительные перспективы в ускорении культивации, и решение продолжить в этом направлении стоило бы всячески приветствовать, но где здесь место для дебатов в отношении ГМ-культур?

Возьмем, например, ситуацию с фитофторозом. Исследования в Лаборатории Сейнсбери под руководством моего коллеги профессора Джонатана Джонса уже обнаружили множество генов устойчивости от близких родственников товарного картофеля. Мы знаем, что в случае внедрения генетической модификации эти гены позволяют картофелю обнаруживать заболевание и активировать естественную защиту. Это работает на полях. Если бы британские фермеры смогли получить доступ к этим устойчивым сортам картофеля, это немедленно привело бы к значительному сокращению углеродного следа от сельского хозяйства.

Правила должны быть ориентированы на новые сорта сельскохозяйственных культур, которые являются безопасными, здоровыми, питательными и экологически полезными, а не на технологии, используемых для их производства. У нас есть возможность сделать британское сельское хозяйство мировым лидером в области устойчивости, а не иметь инновации, искалеченные чрезмерно строгими правилами, основанными на устаревших знаниях и страхах СМИ.

У этих технологий есть реальная возможность поддержать изменения в нашей сельскохозяйственной системе, в которых мы так отчаянно нуждаемся, и сделать это относительно быстро. Хорошей отправной точкой было бы смещение разговора от того места, где мы не согласны, к тому, где мы определенно согласны — к будущему, в котором мы сможем вырастить более здоровую и питательную пищу на меньших площадях и, наконец, сойти с химической беговой дорожки.

Похожие записи

Тихон Фирсов: «В России не хватает специалистов-экологов»

Тихон Фирсов: «В России не хватает специалистов-экологов»

В России насчитали не менее 87 снежных барсов

В России насчитали не менее 87 снежных барсов

Перед Пасхой ФАС предостерегла предпринимателей

Перед Пасхой ФАС предостерегла предпринимателей

За I квартал 2024 года экспорт картофеля из РФ вырос в 1,8 раза

За I квартал 2024 года экспорт картофеля из РФ вырос в 1,8 раза